GunBG.com - Клуб за ценителите на исторически оръжия
Добре дошъл/дошла, Гост. Моля, въведи своето потребителско име или се регистрирай.
Изгуби ли регистрационния е-мейл?
юни 24, 2017, 15:06:02

Влез с потребителско име, парола и продължителност на сесията


Начало Галерия Помощ Вход Регистрация
GunBG.com
   Господа политици , ние не сме терористи а патриоти !

http://vbox7.com/play:a64df05b
154619 Публикации в 10744 Теми от 711 Членове
Последен член: Каракала
*
+  GunBG.com - Клуб за ценителите на исторически оръжия
|-+  Справочник
| |-+  Военна техника от ВСВ - бронетехника
| | |-+  Унгарски лек танк Толди
« назад напред »
Страници: [1] Надолу Изпечатай
Автор Тема: Унгарски лек танк Толди  (Прочетена 16 пъти)
Хаджи
Администратор
Генерал-полковник
*****
Неактивен Неактивен

Публикации: 44235



« -: юни 19, 2017, 17:37:59 »

В 1938 году правительство Венгрии приняло план модернизации и развития вооруженных сил. В рамках этого плана в марте 1938 года шведской фирме Landsverk АВ в г.Ландскрона был заказан один экземпляр танка Landsverk L60B. После доставки в Венгрию он подвергся сравнительным испытаниям вместе с немецким Pz.lA. Шведский танк продемонстрировал несравненно лучшие боевые и технические характеристики. Его и решили взять как образец для танка венгерского производства, получившего название 38М Toldi («Толди») — в честь прославленного воина Миклоша Толди, жившего в XIV веке и отличавшегося громадным ростом и необычайной физической силой.



 Опытный образец легкого танка «Толди НА». Обращает на себя внимание отсутствие броневого кожуха спаренного пулемета 34/40АМ. имевшегося на серийных танках


Комиссия, проводившая испытания, рекомендовала внести ряд изменений в конструкцию машины. С целью изучения возможности внесения этих изменений венгерский Институт военной техники послал в Ландскрону своего специалиста Ш.Бартоломейдеса. Шведы согласились на модернизацию, за исключением системы рулевого управления машиной и стопора башни. В результате корпус танка и ходовая часть с индивидуальной торсионной подвеской существенных изменений, по сравнению со шведским прототипом, практически не претерпели. Незначительным переделкам подверглась башня, в частности, люки в бортах, смотровые щели, а также маска пушки и пулемета.

Лоб, корма и борта корпуса и башни защищались 13-мм броней, крыша и днище — 6-мм, а маска — 20-мм.

Карбюраторный двигатель Bussing-NAG L8V/36TR мощностью 155 л.с, сообщавший танку максимальную скорость 50 км/ч, поставлялся из Германии, также как и приборы наблюдения и прицеливания. При емкости топливных баков 253 л запас хода по шоссе составлял 220 км. Трансмиссия «Толди» состояла из главного фрикциона сухого трения, планетарной пятискоростной коробки передач, блокируемого дифференциала и бортовых фрикционов.



Компоновка танка «Толди I»: 1 — 20-мм самозарядное ружье 36М; 2 — 8-мм пулемет 34/37М; 3 — перископический прицел; 4 — кронштейн крепления зенитного пулемета: 5 — жалюзи; 6 — радиатор; 7 — двигатель; 8 — вентилятор; 9 — выхлопная труба; 10 — сиденье стрелка; 11 — карданный вал; 12 — сиденье механика-водителя; 13 — коробка передач; 14 — рулевое колесо; 15 — фара



В отличие от шведского прототипа, вооруженного 20-мм автоматической пушкой «Мадсен», в башне «Толди» установили 20-мм самозарядное противотанковое ружье швейцарской фирмы Solothurn, производившееся в Венгрии по лицензии под обозначением 36М. Питание ружья осуществлялось из магазина на пять патронов. Практическая скорострельность равнялась 15 — 20 выстр./мин. С ружьем был спарен 8-мм пулемет 34/37М. Боекомплект — 208 патронов к ружью и 2400 — к пулемету. Кроме того, на крыше башни имелся кронштейн для установки зенитного пулемета.

Экипаж машины включал трех человек. Командир размещался в башне справа, и в его распоряжении имелась командирская башенка с люком и семью смотровыми щелями с триплексами. Стрелок сидел слева и мог вести наблюдение через перископический прицел. Механик-водитель располагался в носовой части корпуса слева в некоем подобии броневой рубки с люком, закрываемым сдвижной крышкой.

Масса танка достигала 8,5 т, а среднее удельное давление на грунт составляло 0,62 кг/см2. Танк оснащался радиостанцией R/5.



Башня танка «Толди I». Хорошо виден броневой колпак над магазином пулемета, прикрепленный к крыше башни болтами. На фото справа — командирская башенка. На переднем плане — бронеколпак перископического прицела



 Командирская башенка с открытым люком и поднятыми заслонками смотровых щелей


Первый заказ на 80 машин «Толди I», поделенный поровну между фирмами Ganz и MAVAG, был выдан в феврале 1939 года. Весной 1941 года последовал заказ на 200 танков 38М «Толди II» с дополнительной 20-мм броней лобовой части корпуса и по периметру башни. Завод Ganz изготовил 68, a MAVAG — 42 «Толди II». В итоге было выпущено только 110 танков этой модификации. Первые четыре «Толди II» поступили в войска в мае 1941 года, а последние — летом 1942-го.

Танки «Толди» поступали на вооружение 1-й и 2-й моторизованных и 2-й кавалерийской бригад. Эти бригады приняли участие в боевых действиях против Югославии в апреле 1941 года, а спустя два месяца в составе так называемого «подвижного корпуса» — против СССР. Первоначально в них насчитывался 81 «Толди», а затем прибыли еще 14. С боями корпус прошел около 1000 км до р.До-нец, и в ноябре 1941 года вернулся на родину. Из 95 «Толди», участвовавших в боях, 62 машины подвергались ремонту и восстановлению, причем только 25 по причине боевых повреждений, а остальные из-за поломок в трансмиссии. Вообще же боевая эксплуатация танка показала, что механическая надежность его невысока, а вооружение слишком слабо (ружье Solothurn на дистанции 300 м пробивало только 14-мм броневую плиту, расположенную под углом 30° к вертикали). В результате танк мог использоваться лишь в качестве разведывательной и связной машины. В 1942 году только 19 «Толди» попали на Восточный фронт, а в феврале 1943 года во время разгрома венгерской армии почти всех их уничтожили.


Toldi НА с броневыми экранами


Противотанковая САУ на шасси Toldi


Toldi IIА


Toldi III

Стремясь повысить боеспособность танка, венгры перевооружили 80 «Толди II» 40-мм пушкой 42М с длиной ствола 45 калибров и дульным тормозом. С орудием был спарен модернизированный 8-мм пулемет 34/40АМ, часть ствола которого, выступавшая за пределы маски, прикрывалась броневым кожухом. Толщина брони маски достигала 35 мм. Масса танка возросла до 9,35 т, скорость снизилась до 47 км/ч, а запас хода — до 190 км. Боекомплект пушки состоял из 55 снарядов, а пулемета — из 3200 патронов. На кормовую стенку башни по образцу немецких танков навешивался ящик для перевозки снаряжения. Эта машина получила обозначение 38М «Толди НА». В опытном порядке «Толди НА» оборудовался навесными 5-мм броневыми экранами, защищавшими борта корпуса и башни. Боевой вес при этом возрос до 9,85 т. Радиостанцию R-5 заменили на модернизированную R/5a.

Была предпринята попытка создания на шасси «Толди» легкой противотанковой САУ, аналогичной немецкой установке «Мардер». Вместо башни в средней части корпуса в открытой сверху и сзади легкобронированной рубке установили немецкую 75-мм противотанковую пушку Рак 40. В специальных ящиках, закрепленных на крыше моторного отделения, размещался боекомплект. Эта боевая машина так и не вышла из опытной стадии.

В конце 1942 года фирма Ganz предложила новый вариант — 43М «Толди III» с увеличенной до 20 мм лобовой броней корпуса и башни. Маска пушки и рубка механика-водитепя защищались 35-мм броней. Уширенная корма башни позволила увеличить боекомплект пушки до 87 выстрелов.



Серийный «Толди НА». На снимке пропечатались обозначенные на негативе (вероятнее всего — фотостекле) цифры толщин лобовых броневых листов корпуса, рубки механика-водителя и маски спаренной установки



Легкий танк «Толди I» из состава 2-й танковой дивизии переправляется через реку. Польша, 1944 год


 Венгерская танковая колонна. Впереди - венгерский легкий танк 38M «Toldi», за ним следует танкетка итальянского производства L3/35 (FIAT-Ansaldo CV 35)


 Подбитый венгерский легкий танк 38М «Толди I» из состава разгромленной в Будапеште 2-й венгерской танковой дивизии. Номер советской трофейной команды «146». Лобовой верхний лист пробит снарядом калибра 57-76мм. На железнодорожной платформе венгерский средний танк 41М "Туран II"


Заказ на этот, самый лучший, вариант «Толди» был выдан, но в 1943 году смогли изготовить всего три танка, а в 1944 году, по неподтвержденным данным, — еще девять. Основные усилия венгерской промышленности в тот период сосредоточились на выпуске среднего танка «Туран», более мощного, но в целом не менее устаревшего, чем «Толди».

С 1943 года «Толди» всех модификаций в большинстве своем находились в составе 1-й и 2-й танковых и 1-й кавалерийской дивизий и принимали участие в боевых действиях на территории СССР, Польши и Венгрии. На 6 июня 1944 года Хонведшег располагал еще 66 танками «Толди I» и 63 «Толди II» и «ПА». В ходе кампании 1944 — 1945 годов все они были потеряны.

До настоящего времени сохранились только две машины этого типа — «Толди I» и «Толди НА» (регистрационный номер Н460). Оба они находятся в экспозиции Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники в подмосковной Кубинке.


Легкий танк Toldi I. 2-я танковая дивизия, Польша, лето 1944 года


Легкий танк Toldi I. 1-я танковая дивизия, район Дона, декабрь 1942 года


38M «Toldi I» в Бронетанковом музее в Кубинке


M38 «Toldi II» в Бронетанковом музее в Кубинке

https://topwar.ru/26281-bronetehnika-vengrii-vtoroy-mirovoy-voyny-legkiy-tank-toldi.html





Активен

"...който не познава миналото,не разбира смисъла на настоящето и целите на бъдещето " Горки
Страници: [1] Нагоре Изпечатай 
« назад напред »
Отиди на:  

Powered by PHP Powered by PHP Автоключар Варна Мебели Вега Екоериа Powered by SMF 1.1.21 | SMF © 2006-2011, Simple Machines Уеб дизайн: Дриада